Лютер-Квест — это учебная поездка в Германию и большое образовательное событие для моих учеников. Мы провели его на последней неделе ноября 2019 года.
Цель проекта — погрузить учеников 7 класса в контекст событий Реформации — ключевого события в курсе истории за этот класс.
Базовым пунктом я выбрал Берлин: здесь больше всего вариантов для проживания, сюда удобнее добираться из Петербурга, отсюда как из большого транспортного узла легко достижимы все точки нашей учебной поездки. Всего пунктов работы было четыре: города Виттенберг, Дрезден, Кёпеник и Музейный остров Берлина. Виттенберг и Дрезден — локации, работа в которых непосредственно связана с темой Реформации. В Кёпенике — работа с отдельной проблемой, косвенно связанной с темой курса. На Музейном острове — погружение в большой контекст немецкой культуры и истории.
В Виттенберге я провёл собственно квест, как говорится, по лютеровским местам. Локации квеста: Luther-Haus и Университет (Augustaeum), музей Филиппа Меланхтона (Melanchton Haus), городская церковь (Stadtkirche/Marienkirche), рыночная площадь с памятниками Лютеру и Меланхтону, дом-музей семьи Кранахов, замковая церковь с Воротами тезисов (Thesenthor), мемориальные таблички в честь посещения города Петром Великим, Наполеоном и Карлом XII Шведским, музей-панорама Lutherstadt-1517. Рефлексия проходила на мемориальном холме при входе в историческую часть города. В каждой локации я проводил брифинг или экскурсию (если это музей или церковь). В перемещении по городу ученикам помогали карты и задания квеста (заранее мной подготовленные). Общее время квеста (с учётом завтрака, перерыва на обед и паузы для кофе с булками): 9 часов. Мы выезжали из Берлина в 9 утра, возвращались обратно после 19. Дорога на поезде до Виттенберга занимает меньше часа. Материалы для квеста подготовлены мной на базе большого блока литературы и не менее значительных личных впечатлений: со своими учениками я участвовал в международной гуманитарной инициативе «Декада Лютера» (посвящена 500-летию Реформации, завершилась в 2017 году), а в городе Виттенберг (по делам и просто так) был до этого приезда с детьми уже четыре раза. Текстами для квеста, картами и всеми материалами готов поделиться, пишите: beamte@gmail.com.
Дрезден — локация второго дня. Дорога от Берлина на автобусе занимает около 2 часов. Суть работы в Дрездене — познакомить учеников с культурой Земли Саксония — родины и ядра Реформации. Здесь мы говорили о племенных герцогствах (Саксонии, Тюрингии, Баварии и тд) и о том, как из них выросла Священная римская империя со своими особенностями политического устройства. Это важно для понимания религиозных коллизий, а также обстоятельств деятельности Мартина Лютера: в частности, мы объясняли, почему и как император и курфюрсты зависели друг от друга, почему саксонскому князю удалось взять под защиту Лютера (и зачем вообще он его защищал), почему немецким князьям была выгодна идея Лютера о национальном характере Церкви и тд. Здесь же мы говорили о протестантской культуре и образе эпохи в литературе и искусстве, в частности забрались наверх к домику Шиллера (Schillerhauschen). Здесь нашей основной активностью была пешая прогулка по городу, во время которой я проводил обзорную экскурсию. Это требует хорошего знакомства с городом; моя экскурсия была основана на знаниях о Дрездене, полученных во время моего обучения здесь (ну, и в последующие приезды в город).
Город Кёпеник (в составе земли Берлин) — это локация короткой поездки и квеста (общая продолжительность около 2,5-3 часов). Мне важно было обсудить возникшую на наших уроках тему — военная сила и её влияние на политику. Для того, чтобы сформировать глубокое представление о проблеме я выбрал хорошо известный сюжет о Капитане из Кёпеника и переложил его на материал заданий в форме квеста. Мы стартовали у вокзала Berlin-Friedrichstrasse, где ученики получали первый конверт с заданием. Дальше, решая задания, они строили маршрут, который привёл их в Кёпеник. Здесь они нашли ратушу, в которой, собственно, и развернулась трагикомедия Капитана. У памятника ему и прошла итоговая рефлексия. Материалами я также готов охотно делиться.
Финальный день учебной поездки мы посвятили большой рефлексии — погружению в общий контекст истории и культуры Германии. Базой для работы стали музеи Музейного острова. Для посещения я выбрал Пергамон, Старую национальную галерею (с акцентом на зале Каспара Давида Фридриха), Новый музей и Галерею Саймона.
Впечатления самих ребят можно посмотреть здесь: https://schoolproject.spb.ru/2019/12/25/%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%b1%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d0%bf%d0%be%d0%b5%d0%b7%d0%b4%d0%ba%d0%b0-%d0%b2-%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8e/